00:06 Детское время | |
Точность – вежливость королей. С одной поправкой: короли должны быть бездетными, так как быть «ин тайм», когда у вас одна рука занята чадом, другая – сумкой с его вещами, а в зубах – деньги и документы, – не-воз-мож-но. Какие-нибудь особые родители-джедаи, пропитанные Силой до кончиков ногтей, могут научиться опаздывать, не переживая по этому поводу, но вот действительно управлять своим временем, будучи в комплекте с наследником, - об этом можно только мечтать. Однако есть разные уловки, хитрости и читерские штучки. Лестница судного дня Время - это крайне удобный инструмент для поощрения и наказания, и именно он лежит в основе техники новозеландского психолога Найджела Латты «лестница судного дня». «Одна десятилетняя девочка недавно прислала мне стихотворение о том, как ненавидит меня, потому что ее мама теперь использует "лестницу". Вы на верном пути, если десятилетние девочки присылают вам стихи о том, как вас ненавидят», - пишет Найджел, и этот отзыв заставляет убедиться в эффективности его метода. Технология довольно проста: вы определяете, какое занятие ваш ребенок любит больше всего - прогулки, игру на компьютере, телефонные разговоры с друзьями, кино… Если выбрать нечего и ваш ребенок настолько уникален, что ничего не любит, то точкой отсчета становится время отхода ко сну. Ваша реакция на нарушение дисциплины - это уменьшение времени на любимое занятие или более раннее укладывание в кровать. Вы рисуете на листе бумаги лестницу и на каждой ее ступеньке пишете время с небольшим интервалом. Самая верхняя ступенька - это точка отсчета, максимально возможная продолжительность любимого занятия вашего ребенка. Допустим, вы разрешаете чаду смотреть мультики 2 часа подряд - и это будет значением на самой верхней ступеньке «лестницы судного дня». Одна ступенька вниз - это 1 час и 50 минут. Следующая ступенька вниз - это 1 час и 40 минут и так далее. Последняя ступенька - это 0 минут. Прикрепите «лестницу» к холодильнику и поместите магнитик на верхнюю ступеньку. Когда ребенок делает что-то, на что вы должны карательно среагировать, передвиньте магнит на одну (две, три - в зависимости от тяжести проступка) ступеньки вниз. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность реабилитироваться - например, выполнить что-нибудь полезное и вернуть себе время для любимого занятия. Найджел Латта рекомендует завести карточки и выписать на них варианты исправительных работ - подробно, пошагово. Примерами работ может быть выгул собаки, прогулка с пылесосом по комнатам, мытье посуды и так далее. Каждое полезное дело имеет свой эквивалент в виде минут. Сделал так, как написано в карточке, - получи обратно свои заслуженные 20 минут мультиков. Заодно и время научишься ценить, и труд. Готовьтесь с вечера Этот совет мог бы прозвучать из уст Капитана Очевидности, но в действительности для многих родителей это настоящее откровение, что собранный с вечера портфель (сумка с принадлежностями для малыша, рюкзак с игрушками) и повешенная на стул одежда экономит утром очень много сил. Причем времени эти приготовления практически не экономят - они экономят нервы. Вы просыпаетесь и уже знаете, что у вас все готово и ни о чем не нужно тревожиться. Вы о себе позаботились, все идет по плану. Пусть строгим будет будильник Очень трудно оторвать чадо от увлекательного занятия - просмотра мультфильмов или игры в компьютер. Действительно трудно - и не только потому, что эти действия затягивают и время летит незаметно, но и потому, что компьютер и телевизор сильно перегружают нервную систему ребенка и его «операционная система» подвисает. Телевизор выключается после пятнадцатого повторения, а фраза «ага, сейчас» вызывает у родителя нервный тик. Так зачем вам заниматься дурной работой по контролю времени - пусть ее выполняет будильник! Договоритесь с чадом, сколько будет длиться просмотр видео или игра, и заведите будильник. Его сигнал безапелляционно сообщит ребенку, что время вышло. И все по-честному, договор есть договор. Пишите списки Мы почему-то не воспринимаем рутинные дела по дому как волевые усилия и маленькие подвиги, а меж тем дела обстоят именно так. И очень полезно хвалить себя, если у вас хватило сил и на утреннюю зарядку, и на приготовление завтрака, застилку кровати и вынос мусора. Это - ваши успехи! Ребенка можно и нужно учить воспринимать каждое волевое действие как несомненный успех. В этом вам поможет четкий и понятный список дел. Берите лист ватмана, фломастеры и пишите вместе с чадом, какие занятия ему предстоят на неделе или в какой-то конкретный день. Как только конкретное задание выполнено - это повод для того, чтобы поставить галочку или нарисовать смайлик, внутренне и внешне это отметить и порадоваться. Такие списки помогают детям структурировать свое время (понятие времени вообще и временных отрезков формируется ориентировочно к семи годам), постепенно развивать самоконтроль и укреплять свою самооценку. Очень приятно смотреть на галочки напротив пунктов плана и думать: «Я - молодец!» Предупреждайте заранее Многие современные дети отличаются повышенным уровнем тревоги. Их пугает все новое, изменения в планах и изменения вообще. Им страшно находиться в обществе незнакомых людей, им неуютно в местах скопления народа. Такие дети могут капризничать в пути, отказываться от еды в кафе, жаловаться на головную боль, боль в животе или тошноту. Есть простой способ снять лишнюю тревогу - предупредить заранее, что завтра вы идете в поликлинику или едете в магазин. Причем эти полезные планы хорошо бы сдобрить чем-то приятным. Например: «Посмотри, какой ты стал большой, высокий и сильный. Уже пора покупать тебе одежду на размер больше. Завтра мы поедем в магазин за новыми джинсами и рубашкой, а после покупок пойдем в кино!» Запасайтесь временем впрок Даже не пытайтесь уложиться с ребенком в то время, которое у вас уходит на дорогу или визит в магазин-поликлинику-кафе. Увеличьте его вдвое, не скупитесь. У детей короче шаг, они быстрее устают, отвлекаются по дороге, засматриваются на птичку и бородатого дядю, требуют назвать марки и модели автомобилей на парковке… Им, в конце концов, надо на ручки, или пить, или еще что-нибудь. И это не показатель того, что вы не справились, не уложились, не смогли. Это просто дети. Опаздывать с детьми нормально. Но лучше выходить вовремя, потому что спокойный родитель куда добрее, чем взмыленный. Управлять временем, будучи родителем, трудно. Зато это - хороший способ оставаться спокойным и относиться ко всему проще. Мнение эксперта Елена Рекунова, психолог-консультант Инструкция к мозгу Во-первых, мозг (в том числе и детский) может выполнять не более трех заданий одновременно, причем сознательно только одно. Например: идти, дышать и обдумывать сложную задачку. Во-вторых, мозг любит делать все последовательно, незавершенные дела его напрягают. В-третьих, мозг не любит ситуации выбора. Если нужно прямо сейчас ответить «да» или «нет», он не знает, что делать. Надо осознанно дать время получить дополнительную информацию. Если вы будете постоянно игнорировать эти правила, то может развиться невроз. Тогда проявится неадекватная реакция на сильный раздражитель. Или наоборот - на сильный раздражитель человек реагировать перестанет, а на слабый выдаст бурную неадекватную реакцию. Придет состояние полного безразличия. Основной принцип - не навреди. Помните, что есть дети, которым комфортно в спонтанных ситуациях, а чрезмерное планирование может вызвать у них перенапряжение. | |
|
Всего комментариев: 0 | |